«Верна там дружба, но вернее мщенье; Там за добро – добро, и кровь – за кровь И ненависть безмерна, как любовь …» Лермонтов. М.Ю. Начиная тему данной главы, автор считает нужным отметить, что рассказ о достоинствах и национальном характере чеченцев не есть хвальба, а есть просто констатация фактов. Раскрывая национальные качества в нижеизложенном контексте, мы не преследовали цель идеализации чеченского народа. Кого именуют «французами» Кавказа и почему их так называют? Прежде, чем ответить на этот вопрос нам представляется необходимым уточнить, что же означают эти два слова в том понимании, котором они сочетаются, этот своего рода термин, применяемый по отношению исключительно к одной этнической группе, к одной нации на Северном Кавказе. Кто более или менее знаком с историей Северного Кавказа и Великой Кавказской войны 19-го столетия знает, что «французами» Кавказа называют чеченцев. Так как, в авангарде культурного развития в то время была Франция, соответственно она и являлась примером и эталоном для равнения не только для Европы, но и всего неисламского мира. В свете таких параметров сравнение чеченцев с французами по отношению к другим народам Кавказа, является логически правомерным и бесспорным. После вышесказанного будет уместно ответить на вторую часть поднятого нами вопроса; почему их, то есть чеченцев, так называют? Отвечая на этот вопрос, нам потребуется изложение некоторых особенностей национального характера чеченцев, а также социальную и бытовую стороны чеченского общества. Нохчи, нахчой – чеченцы. Кавказская народность восточной группы. Населяемая территория на востоке граничит с Дагестаном, на западе с Северной Осетией и Кабардой, на юге с Грузией, а на севере чеченцы населяют территорию до Терека, а территория левого берега Терека до Кумы была зимним пастбищем чеченских скотоводов, до начала завоевания Чечении русскими. Чеченцы делятся на несколько разноименных племен, к ним относятся: собственно чеченцы – нохчи, кистинцы (м1айстой), ингуши (г1алг1ай), карабулаки (орстхой) и аккинцы (аьккхе). Все перечисленные племена у чеченцев называются вайнах – наш народ, что означает: вай – наш, нах – народ. Сами чеченцы называют себя нохчи – люди, народ. Ближайшие соседи чеченцев называют их мисджигами (аварцы, лезгины) и кистинцами (грузины). У каждого из вышеперечисленных племен существует свой диалект. В своей апологии колонизации русскими Кавказа Александр Каспари дает чеченцам такую характеристику: «Воспитание чеченца основывается на послушании, на умении сдерживать свои чувства в должных границах, с другой стороны ему предоставляется полная свобода развивать индивидуальные способности, как ему угодно. Следствием этого явилось то, что чеченцы очень сметливы, ловки и находчивы. Несмотря на почтение к своим титулованным особам и старшим, до раболепства и низкопоклонничества чеченцы никогда не доходят, и если некоторые авторы обвиняют их в этом, то это показывает их малое знание чеченского характера. Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно красивый народ. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны, ловки; по характеру они все очень впечатлительны, веселы и очень остроумны, за что их называют «французами» Кавказа, но в то же время подозрительны и мстительны. В месте с тем, чеченцы неукротимы, необыкновенно выносливы, храбры в нападении, защите и в преследовании» (Каспари А.А. «Покоренный Кавказ». кн-1. стр.100-101.120. приложение к журналу «Родина» М. 1904г). В изданном в 1903 году энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрон о чеченцах сказано: «Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. … Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе – черты чеченца, давно признанные всеми, даже их врагами».(Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрон. 1903г.) Говоря о чеченцах, Брокгауз также говорит, что чеченцы помышляют воровством: «Самое большое оскорбление, которое девушка может нанести парню – это сказать: «Ты даже не можешь украсть барана». Необходимо подчеркнуть, что Брокгауз не соизволив объяснить, специфический корень этого воровства, тем самым просто вешает ярлык на чеченцев, обвиняя их в воровстве. А между тем воровство, о котором говорит Брокгауз относится исключительно и только к русским. Смысл оскорбления, о котором идет речь, состоит в том, что чеченская девушка оскорбляет парня чеченца, который не может сотворить зло против русских, то есть своих врагов, даже украв барана, тогда, как чеченец любым путем должен наносить вред своим ненавистным врагам – русским, даже воровством. Вот в этом и заключается это «воровство».
|